Стоит обсудить

Уважаемые коллеги!
Какие вопросы  Вам хотелось бы обсудить на страницах нашего блога? Какие проблемы затронуть?
Ждем ваших предложений
supolkanastaunikau@gmail.com 


ЛЕТИ, ЛЕТИ, ЛЕПЕСТОК!..
Светлана Гин,
 доцент кафедры акмеологии Гомельского ИРО
            В настоящее время проходит активная подготовка к республиканскому педагогическому совету, цель которого – «определить дальнейшие направления развития и совершенствования системы образования страны». Не сомневаюсь, что поступит много различных предложений и пожеланий. А мне захотелось поделиться мечтой. Помните, как в сказке про волшебный  цветок?  Только мой цветик будет пятицветиком: это и как пять пальцев на ладошке, которые можно загибать, чтобы легче запомнить; и количество наболевших острых углов в созвездии ШКОЛА…Дальше



Поделись улыбкою своей ...

Елена Гарбар,
 учитель химии и биологии ГУО "Лугослободская СШ" Минского района

Звенит школьный звонок. Учащиеся стоят в рядах между партами в ожидании слов приветствия учителя. Учитель осматривает весь класс учащихся, улыбается им, говоря своим взглядом: «Со мной вам нечего бояться, мы вместе и у нас всё получится!». Затем радостно приветствует учащихся и продолжает урок. Ну, что? Узнали себя?  А может,  по звонку вы заходите в класс, строгим взглядом из под очков, осматриваете класс и  говорите сухо: «Здравствуйте, садитесь!» Задумывались ли вы, какие эмоции вызывает наше появление в классе у учащихся? Рады ли они нашей встрече или дрожат как осиновый лист под нашим взором? Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Дальше



Как выдавить из белорусского ученика «совка»


Белорусская школа делает работу надо ошибками, совершенными в 2008 году при переходе с 12-летнего на 11-летний срок обучения. Именно тогда было ликвидировано профильное обучение, возвращением которого теперь так гордится Минобразования. В учебных программах появляются и предметы, которые были отменены. Читать здесь 




Одиннадцатилетний ученик рассказал всю правду о современной школе


Школа не учит тому, что ошибаться можно и нужно, ведь только так ты можешь научиться чему-то

Одиннадцатилетний спикер конференции «Завтра по имени» в колонке для Womoрассказывает, почему дети не любят школу.  читать здесь




Энтузиасты образования о "ломке" детей в школах, свободных уроках и "новой" СШ

 
Всех ли детей «ломают» в детском саду и школе, откуда в Беларуси появились «новые» родители, почему они захотели создать для своих детей безоценочную школу с проектным образованием, уроками без строгого хронометража, но увлекательными программами. Об этом в новом выпуске проекта об образовании «Работа над ошибками» рассказали Анна Трубачева, идейный вдохновитель нового образовательного проекта, и практикующий педагог Наталья Хазеева. читать здесь




Чем хороший учитель отличается от плохого?

Притча.


Сделано с любовью: американская система образования


Не захвалить бы детей, не избаловать бы, чтобы выросли самостоятельными. Так думаем мы. Американцы убеждены в обратном: чтобы ребенок стал независимым и ответственным, нужно хвалить его «в кредит», не торопить взрослеть, постоянно признаваться в любви, почаще обнимать и проводить время вместе. Читать тут


Web-Quest  по математике «Задачи-аналоги»

Кот Вацлав Иванович,
учитель математики квалификационной категории «учитель – методист» государственного учреждения образования «гимназия №1 г. Ивье»,
 кандидат педагогических наук,

Недавно принял участие в практико-ориентированной конференции «Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники» на портале «Образовательная галактика Intel». В ее секции «Образовательный Веб-квест как форма организации проектной деятельности» создал свой Web-quest «Задачи-аналоги» – сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя учебное задание. Здесь информация для самостоятельной или групповой работы учащихся из различных веб-сайтов в Интернете может быть сразу найдена по активным ссылкам. Результатом работы учащихся с Веб-квестом является публикация их работ в виде Веб-страниц и Веб-сайтов (локально или в Интернете).
Хотя процесс создания Веб-квеста не всегда линеен, но, тем не менее, есть определенные шаги, на которые следует обратить внимание при создании собственного Веб-квеста. Прежде всего, надо определиться с тематикой. Ясно, что  тема должна содержать задание, которое будет способствовать развитию более высокого уровня мышления учащихся. Исходя из своего опыта, я выбрал тему «Задачи-аналоги».
Далее на следующем шаге была разработана карта моего Веб-квеста на основе шаблона Б.Доджа (B.Dodge):
Название «Задачи-аналоги».
1.Введение. Встречаются 4 команды: РОМАНТИКИ, ИССЛЕДОВАТЕЛИ,  ФАНТАЗЕРЫ и ИСКАТЕЛИ. Каждая знакомится с задачами повышенной трудности про гусениц и улиток. Сначала предлагаются условия и решения соответствующих задач. Затем предлагаются только условия задач. После решения каждой командой 10 задач самостоятельно учащиеся переходят к соревнованию по составлению задач-аналогов. Побеждает та команда, членам которой удалось составить больше своих задач-аналогов, чем командам соперников.
2.Задача. Составьте задачи-аналоги с  решениями предложенной ниже основной задачи. Под термином «задачи-аналоги» мы понимаем задачи, одинаковые по сложности, способу решения и отличающиеся друг от друга числовыми данными, обозначениями, наименованием нематематических объектов задачи. При составлении задач-аналогов используйте принцип фасетности. Фасетом называют набор сменных элементов задания. Формулировка основной задачи: «Улитка за день заползает вверх по дереву на K м, а за ночь сползает на L м. Высота дерева N м. За сколько дней улитка впервые доползёт до вершины дерева?». Задача входит в состав ЕГЭ  по математике базового уровня для 11 класса под номером 20 (Задачи на смекалку). Командам следует представить полученные результаты «клонирования» олимпиадных задач и  задач повышенной сложности в виде своих задач-аналогов с авторскими решениями.
3.Ресурсы. Ссылки на ресурсы в Интернет, необходимые для выполнения учащимися задания:
4.Порядок работы.
I).Этап изучения составленных задач-клонов с решениями на моем сайте (1).
II).Этап самостоятельного решения начальных задач-клонов, представленных на сайте (2).
III). Этап самостоятельного составления задач-аналогов учащимися.
5.Оценка. Каждому учащемуся, составившему индивидуально 3 и более своих интересных задач-аналогов, выставляется оценка, соответствующая высшему баллу, и вручается именной диплом. За 2 составленные задачи –аналоги выставляется оценка на балл ниже и выдается именной диплом. Всем остальным участникам игры, решившим начальные задачи-клоны или составившим и защитившим не более одной задачи-клона, объявляется благодарность и вручается сертификат участника.
6.Заключение. Работа по составлению задач-клонов, задач-аналогов способствует выработке умений и навыков быстрого нахождения связей между решенными и новыми, более трудными задачами, позволяет рассматривать не только одну задачу, но и целый класс с нею связанных задач. В результате  после решения определенной задачи учащиеся научатся варьировать ее условие, придумывать новые числовые данные и  решать придуманные участниками  новые задачи.
7.Консультация (для учащихся). Важно не только поменять фасеты. Важно, чтобы полученная задача имела решение. Важно варьировать содержание, придумать новую фабулу, т. е. задача может быть не про улитку и гусеницу, а про что-то другое, но решаться аналогично. Можно обобщить задачу на 2 улитки и т. д., и т. п. Креатив приветствуется! В отчет: условие каждой придуманной задачи с ее решением. Чем больше придуманных задач с их решениями, тем лучше. Укажите электронные источники, которыми вы пользовались.
8.Рекомендации (для учителей). В дальнейшем учитель может предложить  задачи, придуманные его учащимися, на неделе математики, на школьных факультативах и стимулирующих занятиях (как одноклассникам авторов задач-аналогов, так и учащимся других классов). Таких  серий задач-аналогов можно создавать много. Например, под названиями: «Правильные равенства из римских цифр», «Количество делителей натурального числа n», «Число нулей у n!», «Число дорог для n городов, любые 2 из которых соединены дорогой», «Суммирование натуральных чисел», «Количество натуральных чисел, не превосходящих m и делящихся на n; на k; на nk; не делящихся ни на n, ни на k», «Рукопожатия», «Фальшивые монеты», «Количество страниц» и другие.
9.Использованные ресурсы / Благодарности / Об авторских правах.
 Сайт (1) – это мой персональный сайт. Благодарю авторов сайта (2) ped-kopilka.ru за возможность использовать их электронный ресурс. Материалы своего Веб-квеста  «Задачи-аналоги» предлагаю для учителей математики.
Закончив, таким образом, карту Веб-квеста, переходим к разработке визитной карточки Веб-квеста:
Автор Веб-квеста “Задачи-аналоги” Кот В. И.
Предмет: математика. Возрастная категория учащихся  5-11 классы
Центральное задание: составьте задачи-аналоги основной задачи темы «Улитка»: «Улитка за день заползает вверх по дереву на K м, а за ночь сползает на L м. Высота дерева N м. За сколько дней улитка впервые доползёт до вершины дерева?»
Количество ролей (групп): 4. Их названия: РОМАНТИКИ, ИССЛЕДОВАТЕЛИ, ФАНТАЗЕРЫ, ИСКАТЕЛИ
Пошаговые инструкции для каждой роли. Для всех:
а) Изучите составленные задачи-клоны с решениями на моем сайте (1).
б) Самостоятельно решите  задачи-клоны, представленные на сайте (2).
в) Составьте задачи-аналоги основной задачи темы «Улитка».
Это вам, РОМАНТИКИ:
г) Составьте сборник задач-аналогов по теме «Тир».
Формулировка основной задачи темы “Тир”: «Сын с отцом пошли в тир. Они договорились, что сын делает k выстрелов и за каждое попадание в цель получает право сделать еще m выстрелов. Всего сын сделал n выстрелов. Сколько раз он попал в цель?».
Это вам, ИССЛЕДОВАТЕЛИ: г) Составьте сборник задач-аналогов по теме  «А сколько было вначале?». Формулировка основной задачи темы “А сколько было в начале”: «Мама купила груши. К обеду она взяла из них половину, а дочь взяла еще А груш. Вечером мама взяла половину оставшихся груш, а папа взял еще В груш. После этого осталось только С груш. Сколько груш было изначально куплено?».
Это вам, ФАНТАЗЕРЫ: г) Составьте сборник задач-аналогов по теме «Головы и ноги». Формулировка основной задачи темы “Головы и ноги”: «На лугу ребята пасут жеребят. Если пересчитать ноги ребят и жеребят, то получится Х, а если считать головы, то У. Сколько на лугу ребят и сколько жеребят?».
Это вам, ИСКАТЕЛИ: г) Составьте сборник задач-аналогов по теме «Последовательные числа». Формулировка основной задачи темы “Последовательные числа”: «Костин дедушка очень любит давать Косте задачи на числа. Вот одна из его задач: «Произведение двух последовательных натуральных чисел равно М. Найдите эти числа».  
Предполагаемый результат
В результате выполнения заданий Веб-квеста у учащихся выработаются умения и навыки быстро находить связи между решенными и новыми, более трудными задачами, они смогут рассматривать не только одну задачу, но и целый класс с нею связанных задач. Учащиеся научатся варьировать  условие задач по темам Веб-квеста, придумывать новые числовые данные и  решать придуманные  новые задачи, переносить в дальнейшем полученные навыки на школьные задачи и задачи повышенной трудности по другим темам.
Результаты работы каждой группы
РОМАНТИКИ: серия задач-аналогов  по теме “Улитка” и сборник задач по теме “Тир”. ИССЛЕДОВАТЕЛИ: серия задач-аналогов  по теме “Улитка” и сборник задач по теме “А сколько было в начале?” ФАНТАЗЕРЫ: серия задач-аналогов  по теме “Улитка” и сборник задач по теме “Головы и ноги”. ИСКАТЕЛИ: серия задач-аналогов  по теме “Улитка” и сборник задач по теме “Последовательные числа”
Создав визитную карточку своего Веб-сайта, я изучил возможности различных сетевых сервисов для составления заданий, создал маршрутный лист (последовательность переходов  от задания к заданию), облако тегов (визуальное представление ключевых слов темы Веб-квеста), разработал интерактивные рабочие листы для учащихся  с использованием облачных сервисов и веб-инструментов, в частности, Googledocs. На моемем первом рабочем листе  поместил следующую информацию:
«Уважаемые учащиеся! Сегодня в гимназии № 1 г. Ивье необычное занятие. Вам предлагается выполнить задания веб-квеста “Задачи-аналоги”. Для этого вам будет нужен аккаунт Google. На  этом сайте вы найдете этапы  веб-квеста. Пожалуйста, прежде чем приступить к выполнению заданий, читайте внимательно инструкции к опубликованным заданиям. После завершения работы в электронной среде, вышлите, пожалуйста, полученные результаты. Желаем вам успехов в овладении новыми знаниями и способами обучения!»
Для создания интерактивных рабочих листов хорошо подходят инструменты, входящие в пакет  Google Apps для образования. На этом электронном ресурсе я создал приложение «Задачи на смекалку. Улитка и гусеница» http://learningapps.org/display?v=pnntsn3aa16. В Веб-квесте «Задачи-аналоги» оно используется для самопроверки умений решать задачи об улитке и гусенице. Всего в квесте 14 ссылок на электронные образовательные ресурсы.
О технологии создания рабочих листов в Googledrawings можно посмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=_oOBkCeR-mQ&feature=youtu.be.
На следующем шаге уделил внимание различным стратегиям оценивания (стартовой, формирующей, итоговой) и определил возможности их применения в ходе реализации своего Веб-квеста .
И, наконец, создал Google-сайт для размещения материалов Веб-квеста «Задачи-аналоги». Технические возможности этого сервиса основаны на бесплатном хостинге и wiki-технологии. И этого вполне достаточно, чтобы создать на сайте полноценную электронную учебную среду. Далее наполняю страницы Google-сайта готовыми к этому моменту материалами Веб-квеста. Это происходит  поэтапно. Страниц (этапов) семь: стартовая страница, вступление, общие задачи, процесс работы, критерии оценивания, вывод,  страничка для учителя. В конце на каждую страницу  загружаю картинку, соответствующую теме, и Веб-квест готов. Таким образом, в результате проделанной работы мною создан Веб-квест «Задачи-аналоги», который можно найти в Интернете по ссылке https://sites.google.com/site/zadacianalogi/
Если создание собственного Веб-квеста вам покажется слишком сложной задачей, или у вас нет времени на разработку, попробуйте использовать Веб-квесты, разработанные другими авторами. Если вы наберете в строке поиска слово «webquest» (или «вебквест), вы убедитесь, что Веб-квестов в сети имеется много. Большинство из них были разработаны учителями, которые торопятся так же, как и мы с вами. Благодаря их работе, вам не нужно начинать создание Web-Quest с пустого экрана. Но если вы просмотрели множество Веб-квестов, и свежая идея пришла вам в голову, почему бы не создать свой сценарий организации проектной деятельности учащихся? 
В заключение отметим, что в основе Веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа учащихся по решению заданной проблемы с использо-ванием в нем интернет-ресурсов по ссылкам, выложенным автором квеста – учителем. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, вырабатывая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний. Веб-квест – это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете: наличие проблемы, которую нужно решить; поиск информации по проблеме в Интернете группой учащихся (каждый  выполняет свою определенную роль); проблема решается консенсусом между участниками проекта. Веб-квест является инструментом, с помощью которого педагог получает возможность формировать и развивать у учащихся навыки и умения ХХI века.

Ссылки на источники информации

1.Образовательный Веб-квест как форма организации проектной деятель-ности   https://sites.google.com/site/mkwebquest/

2.Технология Web-квест. Плюсы и минусы. Блог Постниковой Н. О.  http://www.nachalka.com/node/6399



КАк успокоить нашу образовательную нервную систему?
Статья о детской нервозности Читать здесь


6 качеств, которыми должен обладать учитель
 Почему в преподавании так важны талант, чувство юмора и харизма.  Читать здесь

  
7 главных правил общения родителей и учителей
Как построить правильные отношения с помощью этики.  Читать здесь


 «Любить детей не входит в мои профессиональные обязанности»
Почему важно всегда быть на стороне ребенка. Читать здесь


 «Учеба в современной российской школе — пустая трата времени»
Честный и важный монолог учителяЧитать здесь

Репетитор Ева Гилевич: уберите отметки в школе, и дети начнут учиться, а не зарабатывать баллы

Научиться математике на четверку, рассказать стихотворение на семь, подтянуться на десять, списать контрольную по химии на шесть — это ли смысл образования как такового? Отчего весь учебный процесс превратился в гонку за отметками в дневнике и чем это нам всем грозит? Поразмышляем вместе. Читать  здесь



«Иногда бросить школу — это лучшее, что может сделать человек»
 Культовая лекция Кена Робинсона о том, как школы убивают креативность читать здесь
 
 Клиповое мышление

          О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий  читать здесь 




Если ребенок всем занятиям предпочитает компьютер?


    Современное общество принято называть информационным обществом. Количество информации, которое приходится воспринимать и обрабатывать человеку огромно и удваивается каждые несколько лет. Человек вынужден придумывать устройства, помогающие ему накапливать, сортировать, передавать, преобразовывать информацию. На определенном этапе развития общества был изобретен компьютер. Постоянно совершенствуясь, компьютер превратился в надежного помощника человека, существующего в информационном пространстве. Читать здесь



Двойка за поведение

Кто виноват, если ребёнок плохо ведёт себя в школе — ребёнок, родители или учителя? Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие.
Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог — человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы — ребёнком.
О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист». Читать здесь.




Почему нужно отказаться от оценок в школе



     Любопытный взгляд об оценивании и идеи, о которых можно поспорить. Читать здесь





Школа ў дамашніх тапачках

      Паглядзець, як наладжаны працэс навучання на Радзіме вялікага педагога, здавалася ніколькі не менш значным, чым гістарычныя і культурныя славутасці.Супэр!
     Давайце правядзём мысленны эксперымент: заплюшчце вочы і ўявіце сабе самую звычайную  школу падчас урока. Вы стаіце ў ціхім пустым калідоры — і раптам званок! Пастарайцеся апісаць свае адчуванні ў гэты момант: што вы бачыце, чуеце, адчуваеце (толькі хутчэй, калі ласка, пакуль вас не знеслі з дарогі!)? Знаёма, не перабольшваю? Менавіта такую карціну малюе не толькі “Гармідар”, але і старыя добрыя фільмы. Менавіта такую карціну нярэдка можна назіраць на перапынках: калі нашы дзеці, якія толькі што старанна, прыстойна і сур’ёзна сядзелі за партай, раптам зрываюцца і імчацца як ашалелыя некуды… Хаця даведацца куды здаецца менш важным, чым адказаць на пытанне “Чаму?”. Далей


Рамкі адрознення

    
    Чалавек карыстаецца значна большым аўтарытэтам і дасягае лепшых вынікаў, калі не проста фармальна выконвае свае функцыянальныя абавязкі, а творча падыходзіць да любога пачынання, праяўляе ініцыятыву і хоць у малым, але спрабуе змяніць свет да лепшага.
    Пагадзіцеся, усё гэта ў першую чаргу можна аднесці да нашай прафесіі — прафесіі настаўніка. А дадатковую свабоду для творчасці і самыя сапраўдныя крылы за спінай, на мой погляд, можа даць далучэнне да інавацыйнай дзейнасці.
У пошуку больш эфектыўных прыёмаў навучання мне заўсёды хацелася эксперыментаваць, мяняць стэрэатыпныя падыходы і нават на адзінае для ўсіх навукова-метадычнае забеспячэнне адукацыйнага працэсу глядзець крытычна. Калі ўжо прапанаванае нам каляндарна-тэматычнае планаванне суправаджаецца словам “прыкладнае”, то зразумела, што свае карэктывы ў яго ўносіць ніхто не забараняе. А значыць, не выходзячы за рамкі вучэбнай праграмы, можна, напрыклад, мяняць парадак вывучэння тэм, аб’ядноўваючы ў блокі і ў той жа час супрацьпастаўляючы і параўноўваючы адну з адной узаемазвязаныя тэмы, якія традыцыйна вывучаюцца паасобна. Далей


Возрождение дисциплины и прилежание...  
Новая концепция по совершенствованию средней школы?

Читать полностью:  http://news.tut.by/society/470568.html
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/470568.html

По мнению профессора кафедры философии БНТУ, главная проблема общеобразовательной школы в том, что дети не хотят учиться. Об этом красноречиво говорят результаты ЦТ и низкая успеваемость студентов в вузе читать здесь
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/470568.html





Школа без компьютеров. 
Как учиться без планшетов и ноутбуков


Некоторые сотрудники таких гигантов, как Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard, посылают своих детей обучаться в школу, которая отличается от остальных тем, что в уроки ней почти во всех классах проходят не только без интерактивных досок, но и без каких-либо компьютеров. Именуется эта весьма примечательная школа — Waldorf of the Peninsula. читать здесь


Хочешь сидеть весь урок в шкафу — ну и сиди на здоровье

Как не дать семиклассникам сорвать урок, совместить йогу и физику и увлечь лекцией о том, зачем Сталин звонил Шостаковичу: четыре московских учителя, изначально имевшие другие специальности, рассказали, легко ли работать в школе без педагогического образования.читать здесь


Заповеди Марии Монтессори для родителей



Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Макаренко.
Мария Монтессори всю свою жизнь проработала с детьми, создав путём точных наблюдений уникальную систему образования для разностороннего и гармоничного развития ребёнка, а также сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них – это многотомная мудрость в нескольких словах.
Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:
  1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.
  2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют – он учит­ся осуж­дать.
  3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят – он учит­ся оце­ни­вать.
  4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность – он учит­ся драть­ся.
  5. Если с ре­бен­ком чест­ны – он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
  6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют – он учит­ся быть роб­ким.
  7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти – он учит­ся ве­рить.
  8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят – он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.
  9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют – он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
  10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны – он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
  11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют – он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.
  12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым – он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
  13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке – ни при нем, ни без не­го.
  14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.
  15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.
  16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.
  17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.
  18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.
  19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер – пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.
А в народе говорят: «На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями».


Тибетский взгляд на воспитание детей


Основные правила тибетского воспитания:

Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.
Первый период: до 5 лет. 
С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
Второй период: с 5 до 10
 В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
Третий период: с 10 до 15
Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
Последний период: с 15 лет
 Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
– Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
– Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
– Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
– Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

  Дорогие коллеги, согласны ли Вы, что эти полезные навыки, могут помочь вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей?Может нам есть чему поучиться у этого мудрого народа?




Папы, прекратите «ломать» своих детей!

Дэн Пирс,

отец-одиночка и блогер


Я остро почувствовал необходимость написать об этом после того, что увидел сегодня в магазине. Прошу заранее меня простить за тон статьи, но по-другому просто не могу – меня переполняют отчаяние и злость. Пожалуйста, прочтите статью до конца – я знаю, она довольно объемная, но об этом нужно сказать и этим нужно поделиться. Сегодня, когда я с сыном стоял в очереди в магазине, я увидел перед нами отца с мальчиком лет шести. Малыш очень робко спросил отца, можно ли будет купить мороженое по пути домой. Отец свысока глянул на него и рявкнул, чтобы тот не отвлекал его, стал у стены и помалкивал. Мальчик сразу сник и вжался в стену.
Наша очередь немного продвинулась, поэтому мальчик снова подошёл к отцу, тихонько напевая какую-то детскую песенку. Кажется, он уже и позабыл о той вспышке гнева, которая несколько минут назад обрушилась на него. Но отец повернулся и выругал мальчика за шум. Мальчик шарахнулся от него и снова вжался в стену.
Я даже растерялся. Как этот человек не мог видеть того, что видел я? Как он не мог видеть это чудесное создание в своей тени? Почему он, не задумываясь ни на минуту, «выбивает» всё счастье из собственного ребёнка? Почему он не ценит то краткое время, когда может быть всем для своего сына? Нас осталось трое перед кассой, и мальчик снова отошел от стены и подошел к отцу. Отец резко вышел из очереди, схватил его руками за плечи и сжал так, что ребенок сморщился от боли: «Если я услышу ещё один звук или ты отойдешь от стены – дома получишь!» Мальчик снова прилип к стене и больше не шевелился. Не издал ни звука. Его красивое детское лицо вдруг потускнело и перестало выражать эмоции. Он был сломлен. Отец не хотел возиться с ним, и сломать ребенка – простейший способ «воспитания». А потом мы удивляемся, почему дети вырастают «сломанными».
Буду резок. Многие люди видят, как я общаюсь с сыном и поют мне дифирамбы за то, что я люблю сына больше, чем другие отцы любят своих детей. Черт побери! Этого я не понимаю и, наверное, никогда не пойму. Любить сына, воспитывать сына, играть с сыном – это задачи, с которыми могут справиться не только супер-отцы. Это под силу любому отцу. Всегда. Без исключений. Во мне нет ничего особенного. Я – отец, который любит своего ребёнка и сделает всё для его благополучия, безопасности и здоровья. Я скорее получу лопатой по лицу или молотком по пальцу, чем унижу или «поставлю на место» своего сына.
Я далеко не идеальный отец. Но, чёрт побери, достаточно хорош, чтобы дать своему сыну понять, что при любых жизненных трудностях он может чувствовать себя на высоте. Почему? Потому что осознаю, какое влияние оказывает отец на жизнь ребёнка и его уровень уверенности в себе. Я понимаю, что всё, что я когда-либо сделаю или скажу своему сыну, будет впитано им как губкой – на пользу или во вред. Не понимаю я только одного – как это не осознают другие отцы?!
Отцы! Озаряются ли ваши лица, когда вы видите ребёнка по утрам или возвращаетесь с работы? Вы понимаете, что моральные ценности ваших детей строятся исключительно на том, что именно они видят на ваших лицах?
Понимаете ли вы, что ребёнок считает себя таким, каким вы его обозвали? Что люди очень часто начинают соответствовать налепленным на них ярлыкам? Как часто вы говорите ребёнку: «Это самая глупая вещь, которую можно придумать», «Это самый нелепый поступок, который можно совершить»? Вы верите в то, что ваш ребёнок – идиот? Потому что он уже поверил. Браво! Задумайтесь над этим.
Отцы! Неужели вы думаете, что кто-то поверит в то, что вы не можете отойти на 20 минут от компьютера или телевизора, чтобы поиграть с ребёнком? Неужели вы не осознаете, что уровень доверия детей к родителям будет всецело зависеть от того, играют ли они с ними и насколько они вовлечены в процесс игры? Осознаёте ли вы вред, причиняемый детям, когда не играете с ними каждый день?
Вы считаете, что кто-то купится на эту глупую и дешёвую отговорку о том, что гнев иногда или даже часто необходим в процессе воспитания? Вы понимаете, что гнев практически всегда – эмоция людей, которые хотят контролировать других, но не в состоянии контролировать себя сами? Вы знаете, что существуют потрясающие книги и целые курсы, способные научить вас большему? И самое главное – замечаете ли вы, как быстро ребёнок ломается или выходит из повиновения, когда семьёй правит гнев?
Вы настолько очерствели и перестали чувствовать детскую душу, что даже не чувствуете себя подавленным, когда они вздрагивают или съёживаются в вашем присутствии? Действительно ли это – единственное, что вы хотите от них? Чтобы они беспрекословно подчинялись вам и боялись вас?
Папы! Разве вы не осознаёте силу прикосновений? Вы не понимаете, какая связь возникает, когда вы гладите ребенка по спине или животу, укладывая спать? Проснитесь, папы! Эти неповторимые драгоценные души доверены вашей заботе и очень тонко всё чувствуют. Всё, что вы им скажете или не скажете, отобразится на их способностях, успехе и счастье в дальнейшей жизни.
Неужели вы не понимаете, что дети будут делать ошибки, много ошибок? Разве вы не осознаёте вред, который причиняете, тыча раз за разом носом вашего ребенка в его проступок или неудачу? Вы хоть представляете, как легко унизить ребёнка? Приблизительно так же, как сказать «Что ты наделал, дурак!?» или «Идиот, сколько можно тебе повторять…»
Позвольте спросить: вам приходилось смотреть в опухшие от слёз глаза родителей, чей ребёнок только что умер? Мне приходилось. Вы когда-нибудь рыдали на похоронах ребёнка? Я рыдал. Вы когда-нибудь притрагивались к деревянному ящику, внутри которого был ребёнок? Ребёнок, чьего смеха вы больше никогда не услышите? Я притрагивался. И молю Бога, чтобы больше никому не приходилось этого делать.
Папы! Пришло время сказать детям, что вы любите их. И говорить это постоянно. Пришло время радоваться их 20 тысячам вопросов в день и их неспособности делать всё так быстро, как нам этого хотелось бы. Их выражениям лиц и неправильно произнесённым словам. Время радоваться всему, чем являются наши дети...
Пришло время спросить себя: «Что я могу сделать, чтобы быть хорошим отцом?» Расставьте приоритеты. И по-настоящему станьте им.
Самое время на своём примере показать сыновьям, как следует обращаться с женщиной, а дочери показать, какого обращения ей следует ожидать от мужчины. Время проявить великодушие, сострадание и сочувствие. Самое время на своём примере, а не на словах, показать детям, что такое здоровый образ жизни, гендерные роли, правильные социальные нормы. Пора понять, что ярлыки вроде «пацанка» для девочек или «что ты как баба» для мальчиков – это ненормально. У детей есть свои мнения и предпочтения и не нужно навязывать им стереотипы.
Отцы! Говорите мягче со своими сыновьями. Говорите спокойнее со своими дочерьми. Что вы желаете для своего ребёнка? Чтобы у него в школе не было ни друзей, ни уважения к себе самому? Или чтобы его выбрали президентом класса и он чувствовал, что достоин большего? Разве мы не видим, что дать детям понять это – в нашей власти? Неужели мы не осознаём, что можем дать нашим детям инструменты по социальному выживанию?
И разве мы не видим, какое влияние оказываем на детей, когда говорим, что верим в одно, а делаем другое? Когда так мало помогаем детям определиться с их выбором, открыто делиться своей точкой зрения и жить согласно собственным принципам? Не нам указывать детям, что думать. Но мы можем помочь им мыслить правильно. И если мы сделаем это, можем больше не беспокоиться о том, что они выберут для себя и насколько решительно будут отстаивать свой выбор. Человек верен своим убеждениями всю жизнь, а убеждениям другого – только до тех пор, пока не обожжется.
Чёрт возьми, папы! У каждого ребёнка есть врождённое право попросить мороженое и не быть за это униженным. У каждого ребёнка есть врождённое право попросить мороженое и не сжиматься из-за этого в углу, потому что человек, который должен быть его героем, на самом деле мелкий человечишко. У каждого ребёнка есть врождённое право быть счастливым, смеяться, веселиться и играть. Почему вы не позволяете им это? Каждый ребёнок на земле имеет право на отца, который вначале думает, а потом говорит; отца, который понимает, какая великая власть ему дана – формировать жизнь другого человека; отца, который любит своего ребёнка больше, чем телевизор и спортивные игры; отца, который любит своего ребёнка больше, чем своё барахло; отца, который любит своего ребёнка больше, чем своё время. Каждый ребёнок заслуживает папу-супергероя.
Возможно, правда в том, что не все отцы заслуживают своих детей.
Возможно, правда в том, что многие отцы и не являются отцами вовсе.
Прошу прощения за резкость в своих высказываниях. Наверное, часть меня чувствует себя трусом из-за того, что я ничего не сказал тому человеку в очереди в магазине. Пусть это будет моим раскаянием. Наверное, часть меня чувствует, что если хотя бы один отец прочтёт этот текст и решит стать лучше, если жизнь хотя бы одного ребёнка станет немного легче, потому что мои слова затронули его отца, то каждая секунда времени, которую я потратил на написание этой статьи, была не напрасна.



К вопросу о факультативах

В Кодексе Республики Беларусь об образовании (Статья 158, пункт 8) факуль-тативные занятия определяются как занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Педагогический словарь дает следующее определение: «Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности».

При определении предмета для изучения на факультативных занятиях учащиеся и их законные представители в первую очередь ориентируются на углубление и коррекцию знаний.

В Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении  учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования  Республики Беларусь:

Л.А. Худенко. «Кладовая слов русского языка», V класс;

Т.А. Дикун. «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов», VI класс;

Р.С. Сидоренко. «Поэтические гимны морфологии», VII класс;

Т.В. Игнатович. «От значения к написанию», VIII класс;

Е.Е. Долбик. «Секреты синтаксиса и пунктуации», IX класс.

И.М. Саникович. «Функциональная стилистика русского языка», X класс;

В.Ф. Русецкий. «Культура речи», X класс;

Л.А. Мурина. «Современная риторика: основы речевого общения», XI класс;



Также данное ИМП дает определенные рекомендации по организации факультативных занятий: «Следует отметить, что с целью повышения качества образования при проведении факультативных занятий рекомендуется соблюдать преемственность в системе двух форм учебной работы: уроков, на которых учебный материал рассматривается на базовом уровне, и факультативных занятий, призванных обеспечить повышенный уровень владения знаниями».



Определенный в ИМП перечень программы факультативных занятий не позволяет в полной мере удовлетворить образовательные запросы учащихся и их законных представителей в плане коррекции знаний и соблюдения преемственности, дополнительной подготовки к итоговой аттестации на 2 и 3 ступени общего среднего образования.



В связи с изложенным выше предлагаем

1.      Расширить перечень программ факультативных занятий по русскому языку, разрешив использовать ранее утвержденные Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования  Республики Беларусь программы факультативных занятий в соответствии с распределением учебного материала, предусмотренным Программой учебного предмета «Русский язык». (прописать в ИМП)

2.       Для подготовки учащихся к олимпиадам разработать программу факультативных занятий для 5-9 классов.

3.      Для более качественной подготовки к итоговой аттестации на 3 ступени общего среднего образования разрешить использовать программу факультативных занятий «Алгоритмы по русскому языку» (автор Т.В.Игнатович) 10 и 11 классах общеобразовательных школ на протяжении 2 лет, увеличив количество часов (до 70 часов) и объем изучаемого материала.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий